Top.Mail.Ru
Меню
Меню
Кейс-ИНСТРУКЦИЯ

Customer Journey Map для транспортных и логистических компаний

Обзорная инструкция по тому как увеличить пассажиропоток и лояльность в бизнесе пассажирских перевозок и логистических компаний на примере кейса РЖД
Российские Железные Дороги совместно с Servitization изучили опыт пассажиров, чтобы привлечь больше людей к выбору пригородного ж/д-транспорта и повысить их лояльность. Вы тоже можете перенять этот опыт: воспользуйтесь нашей инструкцией с понятной методологией.
Почему люди отказываются от одного вида транспорта в пользу другого? Как строится путь пассажира и какие эмоции он получает в процессе: от выбора способа поездки до выхода в месте назначения? Обо всем этом расскажет карта пути клиента — Customer Journey Map (CJM). Обладая информацией о клиентском опыте, компания не только сможет дать человеку больше возможностей для поездок, но и внедрит те улучшения, которые действительно повлияют на выбор пассажиров, снизят отток или даже увеличат трафик.
В «РЖД» хотели научиться лучше понимать своих клиентов и подробно изучить поведение пассажиров в точках контакта — когда человек взаимодействует с компанией. Основные вопросы, которые стояли перед исследовательской командой:
❏ В каких случаях люди выбирают ж/д-транспорт вместо личного авто или автобуса?

❏ Какие барьеры выбора есть у тех, кто не ездит на электричках?

❏ Какие триггеры могут привести новых клиентов?
Чтобы получить ответы, провели исследование пути клиента и сегментировали пассажиров, составили их персоно-модели. Результаты исследования легли в основу Customer Journey Map и принесли большое количество открытий, которые удивили даже саму команду «РЖД».

С чего начать построение CJM (карты путешествия клиента)

❏ Интервью с сотрудниками-экспертами
Исследовать опыт случайных людей или спрашивать у них очевидные вещи — лишняя трата бюджета исследования. Чтобы этого избежать, в первую очередь проводят интервью с самими сотрудниками. От них мы получаем «рыбу» исследования: конкретные эпизоды опыта, по которым создаем гайды для интервью, формулируем первоначальные гипотезы и ищем респондентов.
Метод: Экспертные интервью

Как работает: Интервьюируем сотрудников: «Расскажите, какой путь проходит клиент? С чего он начинает поездку / покупку?» и т.д.

Пример гайда для экспертного интервью

❏ Найдите вашу аудиторию
Когда сформулированы первоначальные гипотезы, воспользуемся экспресс-опросом пассажиров, чтобы быстро собрать основные мотивы при выборе услуги, понять основные причины поездки или переключения.

Метод: Контекстное интервью для сбора данных «на поверхности»

Как работает: Пассажиры заполняют анкеты на перронах, в поезде и в очередях.

Пример гайда для контекстного интервью с пассажирами

❏ Проверьте гипотезы и сформулируйте новые
Ключевой метод исследования — наблюдение за пассажирами. Этот недорогой, но результативный метод позволяет зафиксировать, как именно люди ведут себя на разных этапах и какие возникают проблемы.

Метод: Включенная и не включенная этнография

Как работает: Сотрудники или исследователи наблюдают за поездками в течение дня, процессами на вокзале во время покупки билетов, прохождения через турникет и ожидания на перроне, делают фотографии и описывают находки.

После проведенной этнографии сформулировали более 30 новых гипотез, вопросы для глубинных интервью и заложили критерии для сегментации пассажиров. Выявили много неочевидных моментов, например:
Пассажиры, идущие на посадку сталкиваются с пассажирами, выходящие из электрички, поскольку используют одну группу турникетов одновременно. Многие сталкиваются лицом к лицу при открывании дверей турникета, поскольку не ясно, чей билет сработал, а из-за встречного потока на выход, многие не успевают попасть на посадку.

— При попытке воспользоваться штрих кодом для скачивания приложения, изучить расписание, пассажиры сталкиваются с бликующим стеклом за решеткой.

Пример этнографии при покупке билетов и прохождении турникетов

❏ Какую потребность клиента решаем?
Какую основную потребность решают клиенты с помощью вашей компании и как часто эта потребность возникает? Необходимо точно изучить прошлый опыт пользователей, выявить проблемы и мотивацию, а затем выделить ключевые пользовательские архетипы и провести их количественную оценку.

Инструменты: Глубинные интервью и «Компас архетипов»

Как работает: Благодаря предыдущим шагам вы найдете самых подходящих респондентов по заданным сценариям. В результате общения с ними узнаете их страхи, барьеры и мотивацию, а также сможете классифицировать клиентов по «Компасу архетипов». Это 8 поведенческих шаблонов (архетипов) человека при использовании продукта: в нашем случае — поездок на ж/д-транспорте. У каждого архетипа формируется ключевая потребность и инсайт.

Пример: В «РЖД» один из архетипов — это «Барин». Его страх «прячется в ногах» (цитата респондента): человек боится всю поездку провести стоя. Барьеры — не может выбрать наименее загруженное пассажирами время, большие интервалы в расписании. Основная потребность — хочет получить максимальный комфорт за свои деньги.

Пример описания ключевого архетипа пассажира «Барин»

Когда есть всё необходимое: сегменты клиентов с их подробной характеристикой, цитаты глубинных интервью, эпизоды опыта и данные этнографии, полученные в ходе наблюдений, — можно приступать к сборке CJM.

Как построить Customer Journey Map

Для создания карты путешествия клиента лучше использовать интерактивную онлайн-доску: например, Miro, UXPressia, Canvanizer, но можно воспользоваться и нашим бумажным шаблоном аудита сервисных процессов, который можно скачать по ссылке.
Скачать шаблон аудита для печати
Оставьте свой E-mail адрес и мы пришлем PDF-шаблон в хорошем качестве для печати
❏ Основа CJM — шаги клиента
Какие этапы проходит человек при взаимодействии с вашим продуктом или услугой, какие действия для этого совершает? Расположите этапы и действия на карте.

Пример фрагмента CJM

❏ Живые цитаты из интервью
Начните с цитат, которыми респонденты сопровождали то или иное действие. Соберите их в кластеры, чтобы выделить общий смысл происходящего. Это нужно, чтобы понять эмоциональное восприятие вашей аудиторией каждого шага.
❏ Поясняющие стикеры — что произошло?
Далее на основе каждого кластера цитат создайте результирующие выводы на стикерах, которые объясняют, что на каждом шаге человек испытывал и что вызвало его разочарование или восторг. Расположите их на карте в зависимости от характера опыта — негативный или позитивный. Насколько для решения клиента важен тот или иной шаг, который ему пришлось совершить?

Пример формулировки проблемы с помощью «POV» на основе кластера цитат

Результаты исследования. Почему карта пути пользователя — эффективный инструмент для решения бизнес задач

В результате построения CJM в «РЖД» сформулировали и передали в работу большое количество находок, которые помогут транспортной компании улучшить клиентский опыт пассажиров. Проделанная работа позволила команде «РЖД» лучше узнать, чем руководствуется пассажир в новых реалиях, а также пересмотреть сервисную модель.

В частности, обратили внимание на ситуацию со штрафами, навигацией, охраной, инфраструктурой. Охрану пассажиры воспринимают как угрозу для себя, а не как помощь: ни один пассажир не смог назвать способы вызвать помощь, если возникнет опасность.

Также основным конкурентом «РЖД» оказалась сама компания, а именно неспособность электрички функционировать в единой транспортной системе Москвы и области.

Для разработки улучшений по итогам CJM решили провести дизайн-воркшоп. Команда «РЖД» предложила идеи по уже валидированным гипотезам на уровне процессов, компетенций, технологий и инфраструктуры.

Пример вопросов для решения «HMW»

Построение CJM — универсальный инструмент, который поможет улучшить сервис в любой транспортной или логистической компании: системе городского транспорта, такси, каршеринге, грузоперевозках и курьерских службах. Изучив путь клиентов, их опыт и мотивацию при принятии решений, вы получите бесценный материал для оптимизации процессов. Вместо того, чтобы тратить деньги на проверку гипотез случайным образом, вы получаете системный подход к улучшениям, которые увеличат лояльность постоянных клиентов и привлекут новых.

Нужна помощь с исследованием и построением CJM?

Проведем консультацию по клиентскому опыту, отталкиваясь от вашей конкретной ситуации, запустим исследование силами внутренней команды и поможем разработать инициативы на основе Customer Journey Map.
Андрей Иващенко
Сервис-дизайнер, основатель Servitization
Планируете проект или нужна консультация?
Выберите услугу и отправьте нам сообщение. В течение рабочего мы свяжемся с Вами для консультации по телефону или в мессенджере
8 915 726 3348
hello@servitization.ru
ул. Нижняя Сыромятническая10, Москва
Ваш Email
Ваше имя
Ваш номер телефона
Выберите услугу
Made on
Tilda