Рассмотрим пример: как повысить рентабельность пиццерии и снизить затраты на этапе сборки пиццы, которая в настоящий момент собирается в зоне косвенного взаимодействия на основе заказа клиента и требует определенных затрат? Заказывать сборку пиццы на организованном производстве, специализирующемся на оптовом производстве пицц. Так наша пиццерия закупала бы наборы пицц и не занималась этим процессом самостоятельно.
Или же можно собирать пиццу совместно с участием гостей во время проведения кейтеринга, что существенно повысило бы кастомизацию, но сильно снизило утилизационную возможность обслуживания.
Чтобы повысить уровень кастомизации при сохранении скорости обслуживания клиентов, а также снизить затраты на персонал при сборке, мы могли бы предоставить клиенту оборудование для самостоятельной сборки ингредиентов, как в примере, описанном в предыдущей главе, когда мы предлагаем стандартизированные основы, а начинку клиент подбирает самостоятельно для всей пиццы или даже для отдельной ее части. Далее эта пицца запекалась бы для клиента и при клиенте.
Для этого в ходе исследований и диагностики процессов мы и оцениваем ценность каждого шага для клиента, чтобы иметь возможности для пересборки и устранения шагов с учетом их важности, поскольку клиент является единственным источником денег в компании и, соответственно, платит только за то, что доставляет ему ценность.
У вас, наверное, может возникнуть вопрос, по какому принципу мы должны выбирать шаги, которые стоит усилить, переместить или устранить. Конечно же, мы начинаем с шагов, создающих стратегическое преимущество компании на рынке. Это может касаться усиления ключевой функции сервиса и, как следствие, удовлетворения потребности клиента, повышения рентабельности или улучшений клиентского опыта.
Скажем, пример с рестораном Макдоналдс нам ясно дает понять, что для повышения скорости и стабильности обслуживания компании необходимо поддерживать стандарты качества в заданном диапазоне блюд, что обеспечивается стандартизацией меню и, в свою очередь, увеличивает экономию на масштабе. А это снижает себестоимость производства, а также экономию за счет получения опыта, что обеспечивает повторяемость блюд десятилетиями.
Другими словами, мы можем начать с любого шага, который участвует в производстве ключевой функции, и оценивать изменения с точки зрения влияния на стратегическую цель. Однако я рекомендую начинать с того, что ценно клиенту, за что он готов платить больше, а потом переходить к вопросу: «А можем ли мы как фирма реализовать эту ценность дешевле для себя и, возможно, для клиента, если не будем жадничать?»