Согласны ли вы с таким заявлением: «Иногда меньше сервиса имеет большую ценность для потребителя и компании»? Для ответа стоит рассмотреть то, что мы называем бережливостью, и поговорить о том, как это соотносится с оказанием услуг, когда все вокруг только и говорят о служении клиенту.
Принцип бережливости мы чаще всего можем наблюдать на производственных предприятиях, где бережливое производство — это очень популярная модель управления менеджеров, управляющих производственными процессами, цель которых — получить итоговый результат с наименьшими затратами и браком. Их бережливость традиционно лежит в основе достижения высокой производительности с использованием минимальных ресурсов.
Под бережливостью в этом случае понимается сокращение используемых ресурсов для получения требуемого результата и устранение бесполезности, в том числе и в действиях сотрудников, не приводящих к улучшению. В общем смысле бережливость имеет сходство с философией pull-производства: ничего не нужно производить, пока нет на это запроса. Другими словами, думать о производстве как о производстве по требованию (ON Demand
), когда мы поставляем продукцию, только когда на нее есть спрос.
Замечали ли вы, когда обращались за услугой, что вам нарочито предлагают воспользоваться чем-то еще, а также помощь или дополнительные услуги, наивно полагая, что в этом и заключается хороший сервис — умение служить? Но чаще всего это вызывает раздражение, а порой — разрыв взаимодействия и уход от компании. Здесь нелишне напомнить: «Иногда меньше сервиса имеет большую ценность для клиента и компании».
Хотя, говоря о сервисе, мы также можем сказать, что это производство Just-in-time
, имея в виду, что услуга оказывается по требованию, поскольку зависит от поставки ресурсов клиента и не может быть оказана, пока клиент не обратился за ней и не предоставил необходимые ресурсы. То есть по определению сервис должен быть бережливым, принципы бережливого производства можно применять и в контексте обслуживания, и в том, как мы проектируем сервисы.
Поэтому, говоря о бережливости в сервисе, мы понимаем ее как философию устранения всего того, что не приносит ценности для потребителя, не улучшает качество обслуживания или конечный результат. То же самое как жир на теле, не дающий ничего полезного, надо убрать.
Для компании бережливость — это создание ценности для клиента меньшими ресурсами и усилиями, использование только тех ресурсов и процессов, которые нужны нам для оказания услуги. Отмечу, что это не экономия в ущерб качеству, не сокращение всего на свете, а смещение фокуса действий компании.
Помните, я говорил о том, что задача сервис-дизайна — это проектирование процессов обслуживания, которые создают ценность для клиента оптимальным способом для компании. В этом и выражена бережливость сервиса.
Основной враг бережливости в сервисе — это бесполезность, которая включает в себя трату времени, ожидание, перемещения, лишние действия клиентов и возможные барьеры в их опыте. Важно отметить, что бережливость — это не просто уменьшение затрат на оказание услуги, чаще сохранение или увеличение ценности услуги с помощью существующего количества ресурсов или даже уменьшение их в использовании.
Но как этого можно добиться, спросите вы? Только с помощью оптимальной структуры процессов взаимодействия для оказания услуг именно там, где они действительно нужны клиенту. Давайте рассмотрим примеры бережливости.
Автопроизводитель может собирать автомобили в период низкого спроса и хранить их на складе, пока спрос не стабилизируется. Авиакомпании могут произвести транспортировку пассажиров из одного города в другой только по запросу и купленному билету. Перевозка людей без запроса будет экономически не обоснована и расценена как похищение.
Производители пылесосов могут производить их и хранить на складе до момента запроса на покупку, когда покупателю понадобится почистить ковер. В сервисе службы уборки помещений могут почистить ковер только после запроса клиента, готового предоставить для получения услуги ковер в своей квартире. Чистка ковров без запроса клиента будет не только бессмысленной тратой времени, но и расценена как проникновение со взломом.
Попробуйте перенести эти примеры на свой опыт. На что похожа продажа услуг без вашего согласия? На вымогательство, манипуляцию, попытку воспользоваться нерасторопностью покупателя, получив согласие на услугу, выставив потом за нее счет.